МОУ СОШ № 30 г. Воронежа

   

 

Образовательная программа

МОУ СОШ №30 г.Воронежа

Содержание образовательной программы

 

1.Нормативно-правовое основание образовательной программы.

2.Принципы. Цели. Задачи.

3.Информационная справка о школе.

4.Анализ результативности образовательного процесса.

5.Концепция образовательной программы.

6.Мероприятия образовательной программы.

7.Ожидаемые результаты.

 

1. Нормативно-правовое основание образовательной программы.

1.     Федеральный закон от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании».

2.     Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005г. № 1340-р о концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

3.     Закон Воронежской области от 14.02.2005 г. N 03-ОЗ «Об образовании», постановление Воронежской областной Думы 25.05.2006г. № 491-IV-ОД об утверждении областной целевой программы «Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 годы».

4.     Устав МОУ СОШ №30 (новая редакция), утверждённый Постановлением Главы городского округа город Воронеж № 69 от 09.02.2006    

5.     Свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 111460.

6.     Лицензия на право образовательной деятельности ГУО-41М от 27.12.2005.

7.     Свидетельство о государственной аккредитации ГУО-1250А от 05.12.2005.

8.     Договор о закреплении муниципального имущества в оперативное управление № ОУ- 589-Л от 27.05.2003.

9.     Договор о взаимоотношениях МОУ СОШ №30 с учредителем  от 21.05.2003.

10. Коллективный договор, зарегистрированный  от 27.09.2005

11. Правила внутреннего трудового распорядка.

12. Положение о Совете МОУ СОШ № 30 (новая редакция)

13. Положение об оплате труда работников МОУ СОШ №30

14. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в  МОУ СОШ №30.

15. Положение о педагогическом совете МОУ СОШ № 30.

16. Положение о формах получения образования обучающимися в МОУ СОШ № 30.

17. Положение о поощрениях и взысканиях обучающихся в МОУ СОШ № 30.

18. Правила поведения для учащихся.

19. Положение о методическом объединении.

20. Положение об обучении на дому МОУ СОШ №30.

21. Положение о платных образовательных услугах в сфере общественного образования в МОУ СОШ № 30.

22. Положение о системе отметок, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся МОУ СОШ №30.

 

 

2.Цели. Задачи. Принципы

Образовательная программа школы – это целостная система мер по выполнению миссии – обеспечить каждому ребенку возможность реализовать свое право на получение образования, соответствующее индивидуальным потребностям, интересам, способностям и склонностям.

Образовательная программа нашей школы направлена:
- на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
- на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего и дополнительного образования.

Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности:
- ученика – в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету в системе непрерывной подготовки кадров;
- родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка»;
- учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности. Кроме того, образовательная программа предоставляет право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;
- школы, поскольку образовательная программа дает ей право на собственный «имидж»;
- общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации;
- учебных заведений города – в притоке молодежи, осознанно и обоснованно решившей связать свою жизнь с той или иной профессией и способной к творчеству и профессиональной мобильности, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного
развития.

Образовательная программа школы как нормативный документ определяет:
- цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
- научно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа школы как нормативный документ регламентирует:
- условия освоения образовательной программы;
- организацию образовательного процесса;
- конкретизирует диагностические процедуры и критерии поэтапного объективного учета образовательных достижений учащихся;
- организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.

 

Основная цель программы:

¾            обеспечение доступности и качества образовательных услуг всех уровней и форм получения среднего (полного) общего образования в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося через территориальную интеграцию усилий педагогов и их социальных партнеров;

¾            повышение качества образования за счет разработки единой логики построения общего образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся , освоение и внедрение в учебно-воспитательный процесс новых эффективных приемов и технологий обучения и воспитания.

 

Задачи программы:

полное удовлетворение потребностей жителей социума в бесплатном образовании;

повышение доступности общего образования;

расширение спектра предоставляемых оздоровительных и коррекционно-развивающих услуг;

привлечение дополнительных ресурсов за счёт участия в программах развития образования регионального и федерального уровня;

оптимальное использование образовательных ресурсов других ведомств и социальных институтов, образовательного потенциала местного сообщества;

обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления образованием;

повышение мобильности системы образования, её способности адекватно реагировать на изменения рынка труда и образовательных услуг;

оптимизация ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых и др.).

 

Основные принципы программы развития школы.

Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав учителя и

 ребёнка, закреплённых Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребёнка,

 Конвенцией о правах ребёнка и другими нормативными документами; утверждение

непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к

историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и

 искусства.

Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе

компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей,

 повышающих уровень самооценки учеников, на взаимном уважении и доверии

учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного

общения.

Принцип развивающего обучения предполагает: отказ от репродуктивных

методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и

самообразования учащихся: развитие умственных способностей; использование

 новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки

 рационального умственного труда.

Принцип индивидуализации обучения  предполагает: всесторонний учёт уровня

развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных

планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение

 учебной  мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

Принцип дифференциации предполагает: выявление и развитие у учеников

 склонностей  и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и

на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся; формирование

 классов, групп с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что может

 отражаться  в построении учебного плана.

Принцип целостности  предполагает: построение  деятельности школы на основе

 единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся; создание

 сбалансированного  образовательного пространства, учитывающего  комплекс

отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических

технологий содержанию и задачам образования.

Принцип междисциплинарной интеграции содержит выход на смежные науки,

 координацию курсов на основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух

уровнях: интеграция внутри самого предмета и интеграция внешняя,

 предполагающая передачу выходящих за рамки предмета отдельных элементов в

другие курсы вплоть до создания междисцип­линарных курсов.

Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные»

 отношения повторения и учения на всех ступенях образования.

Принцип вариативности. Поскольку одной из задач обучения в школе является

комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в вузы

гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного, медицинского

 профилей, то системой обучения и программами должны быть обеспечены

факультативные и специализиро­ванные курсы, интегрирован принцип

вариативности программ и учеб­ной литературы, подачи материала.

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  СПРАВКА

Общие сведения об образовательном учреждении

Полное название – Муниципальное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 30.

Юридический адрес – 394028, г. Воронеж ул. Туполева 20,

Фактический адрес – 394028, г. Воронеж ул.Туполева 20, ул.Туполева 15-б

Год основания – 1975год.

Общая площадь 2-х  зданий –10 431м2, рассчитана на 2200 учащихся;

площадь участка – 2,4 га.

Свидетельство о государственной аккредитации ГУО-1250А от 05.12. 2002.

Лицензия  № 182925 действительна до 27.12.2010г.

Режим работы МОУ СОШ №30:

Филиал школы   - понедельник- пятница        1-я смена – с 8:30 по 12.15

                                                                            2-я смена  –с 13:00 – 17:20

     Основная школа- понедельник – суббота      с 8.30 по 13.40

     Контактные телефоны:

Директор 49-48-62

Заместители директора 49-56-86

Реализуемые образовательные программы:

-         начального общего образования (базовый уровень, 1-4 классы);

-         основного общего образования (базовый уровень, 5-9 классы);

-         среднего общего образования (базовый уровень, 10-11 классы);

Школа имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца:

-         аттестат об основном общем образовании;

-         аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Материально-техническая база:

-         спортивный зал-2 шт.,

-         спортивная площадка – 2 шт.;

-         школьный стадион- 2шт.;

-         актовый зал- 2шт.;

-         пришкольный участок – 2,4 га;

-         столовая;

-         медицинский кабинет;

-         кабинет психолога;

-         кабинет социального педагога;

-         кабинет логопеда;

-         стоматологический кабинет;

-         столярная и слесарная мастерские;

-         классных комнат (учебные кабинеты и лаборатории)-62

-         45 учебных кабинетов;

-         кабинет ИКТ – 2 шт., в них рабочих мест с ЭВМ- 24

-         персональных компьютеров- 38

-         библиотека с фондом художественной, научно-популярной и методической литературы. Всего – 39 343 экземпляров, из них учебников –6 101 экземпляр.

 

 

 

Дополнительная информация.

На базе школы действуют:

Объединения дополнительного образования:  «Мастерица», театральный,

музыкально – драматический.

Спортивные секции «Футбол»,  «Волейбол», Федерация традиционного

каратэ, «Настольный теннис»

Школа осуществляет тесное сотрудничество с Воронежским экономико-

правовым институтом (ВЭПИ),  Воронежским институтом высоких

технологий (ВИВТ),  Институтом маркетинга, менеджмента и финансов

( ИММиФ), НОУ «Интерком», МОУ ДОД  Центр дополнительного образования «Реальная школа»

 

 

Социальный статус учащихся и их семей.

Число детей из полных благополучных семей – 329;

Число детей из неполных благополучных семей  - 153;

в том числе состоящих:

на внутришкольном учёте – Хоперсков С. 6-Б, Коровин А. 6-А, Фурлетов Р. 7-В, Селин И.7-В, Лемтюгова А.7-Б;

из них на учёте в ПДН – Волков К. 9-Б

 

Число детей из малообеспеченных семей, получающих льготное горячее питание в школе – 22.

Число детей из многодетных семей – 23?

Число детей, воспитывающихся:

матерью (отцом)-одиночкой – 6;

родителями-инвалидами – 10.

Число детей разведённых родителей – 91.

Число детей-полусирот – 14.

Число детей, находящихся под опекой – 16.

Число детей-инвалидов – 13.

Число детей, родители которых являются пенсионерами – 10.

Число детей из семей «беженцев» или вынужденных переселенцев – 9.

 

Сведения об учащихся образовательного учреждения. 2009/2010 учебный год

Общие данные на.01.09.2010

Общее число детей – 918

Из них: мальчиков- 443; девочек – 437.  

Данные по классам.

Число классов-комплектов составляет – 36 из них:

1-4 классы (7-10 лет) – 18 классов-комплектов;

в них обучается 460человек;

из них: мальчиков - 223 человек; девочек -  237  человек.

5-9 классы (11-15 лет) – 15 классов-комплектов;

в них обучается -   390       человек;

из них: мальчиков - 130человек, девочек 260  человек.

10-11 классы (16-17 лет) – 3 класса-комплекта;

в них обучается - 68 человек;

из них: мальчиков -  37 человек, девочек -  31 человека.

Число детей, обучающихся на дому – 2.

                              

 

Кол-во уч-ся

Девочек

мальчиков

28

16

12

27

14

13

23

12

11

24

10

14

24

13

11

Итого 1 кл.

126

65

61

28

19

9

25

12

13

23

16

7

23

9

14

23

15

8

Итого 2 кл.

123

71

51

22

9

13

26

12

14

23

8

15

25

11

14

Итого 3 кл.

105

63

42

24

14

10

30

16

14

26

17

9

26

14

10

Итого 4 кл.

106

61

43

Итого 1-4 кл.

460уч. - 18 кл.

260

200

24

14

10

27

20

7

29

15

14

Итого 5 кл.

80

49

31

28

15

13

24

13

11

25

13

12

Итого 6 кл.

77

41

36

26

11

15

27

17

10

22

5

17

Итого 7 кл.

75

33

42

26

11

15

30

19

11

27

10

17

Итого 8 кл.

83

40

43

27

14

13

25

14

11

23

9

14

Итого 9 кл.

77

37

40

Итого 5-9 кл.

392- 15 кл.

200

192

10а

20

8

12

10б

20

8

12

Итого 10 кл.

40

16

24

11а

28

15

13

Итого 11 кл.

28

15

13

Итого 10-11 кл.

68-3 кл.

31

39

Всего по школе

918 - 36 кл

491

443

Обучается на дому

9

 

 

Кадровый состав образовательного учреждения.

I. А д м и н и с т р а ц и я:

1.Директор – Стрепетов Павел Леонидович – высшая квалификационная категория.

2.Руководитель филиала школы – Любакова Любовь Ивановна - I квалификационная категория.

3.Заместители директора:

по учебно-воспитательной  работе  

Толстова Марина Владимировна, высшая квалификационная категория, Сербенюк Лариса Алексеевна, I квалификационная категория

по воспитательной работе –

 Образцова Вера Ивановна,  

I квалификационная категория

     II       C о т р у д н и к и школы:

                Педагог-психолог –  1, I КК;

                Соцпедагог – 1, I кк;

                Зав. библиотекой, библиотекарь – 1, IКК

                Старший вожатый – 1, II КК

III    И н ф о р м а ц и я  о   п е д а г о г а х.

Количество педагогов - 63

Образовательный уровень:

имеют высшее образование – 70;

имеют среднеспециальное образование – 4;

из них обучаются в вузах – нет.

 

Квалификационный показатель профессионализма:

 

Имеют квалификационную категорию

Всего

вкк

1кк

2кк

Нет кк

Количество    пед. работников

62

11

32

9

10

1

Из них руководящих работников всего:

5

2

3

 

 

Директор школы

1

1

 

 

 

Руководитель филиала

1

 

1

 

 

Зам. дир. по УВР

2

1

1

 

 

Зам. дир. по ВР

1

 

1

 

 

2

Учителей начальных классов

18

2

9

5

2

3

Учителей 5-11 кл. Всего

37

7

19

4

7

В том числе:  

 

 

 

 

 

Рус.яз. и лит-ры

6

1

5

 

 

Англ. яз.

5

 

3

1

1

Нем. яз

1

 

 

 

1

Истории

2

1

1

 

 

Математики и информ.

8

1

6

1

 

Физики

2

1

 

 

1

Химии

1

 

 

 

1

Биологии

1

1

 

 

 

Географии

2

2

 

 

 

ИЗО

1

 

 

1

 

музыки

2

 

1

1

 

Труда

2

 

1

 

1

Физкультуры

4

 

2

 

2

4

Педагогов-психологов

1

 

1

 

 

5

Социальных педагогов

1

 

 

 

1

 

-         имеют II квалификационную категорию – 9;

-         имеют I квалификационную категорию – 31;

-         имеют высшую квалификационную категорию – 11.

 

Общий педагогический опыт:

-         имеют стаж работы до 10 лет – 10;

-         имеют стаж работы от 10 до 20 лет – 25;

-         имеют стаж работы от 20 и выше – 40.

IV. П о л о в о з р а с т н о й    с о с т а в:

-         мужчин – 4;

-         женщин – 70;

-         до 30 лет – 4;

-         от 30 – 50 – 41;

-         от 50 и выше – 29.

V.               Дополнительные сведения (кадры, имеющие награды, звания, научные степени).

      Отличник народного просвещения – 3.

      Почетный работник общего образования РФ – 4

      Отличник физической культуры - 2

      Награждены Почётными грамотами Министерства образования – 5.

 

Анализ результативности образовательного процесса.

Из анализа кадров  видно, что коллектив стабилен, обновление кадров почти

не происходит, наблюдается постепенное увеличение возрастного ценза учительских кадров.

Школа стабильно функционирует и развивается,  сохраняя контингент. По данным

социологического исследования микрорайона школы, численность контингента

 детских садов растет, а, следовательно, количество первоклассников будет

 постепенно увеличиваться. Проанализируем статистику уровня подготовки

дошкольников к школе.

Уровень подготовки детей к школе

 

 

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

1-х классов

4 (106)

5(124)

5(126)

 

Уч-ся по микрорайону

66

62%

63

51%

63

63%

 

Уч-ся не по микрорайону

40

37,7%

61

49%

37

37%

 

Первоклассников, не посещавших ДОУ

22

21%

22

17,7%

22

22%

 

Первоклассников, посещавших подготовительные группы в ДОУ

85

80%

102

82%

78

78%

 

Первоклассников, прошедших предшкольную подготовку в ОУ

106

100%

124

100%

100

100%

 

-Хорошо подготовленные дети

-средне подготовленные дети

 -слабо подготовленные дети

-неподготовленные дети

36

41

17

13

34%

38,6%

16%

12%

56

43

21

4

45%

34,6%

17%

3%

45

43

12

-

45%

43%

12%

-

 

Из таблицы видно: стабильными остаются показатели процентного

 соотношения детей, посещавших и не посещавших учреждения дошкольного

 образования. Именно поэтому для детей, не посещающих дошкольные

образователь­ные учреждения, через блок дополнительного образования

 необходимо организовать группы подготовки детей к школе с целью

 выравнивания стартовых возможностей и развития мотивации к обучению. Это

 в значительной мере облегчит ребенку переход в школу, сохранит и разовьет

 его интерес к познанию в условиях школьного обучения. Результатом всего

хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте

является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только

 подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя,

 свои возможности и индивидуальные особенности, уметь общаться и

сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Необходимо отметить, что 100%

учащихся проходят предшкольную подготовку на базе нашей школы.

На современном этапе педагогический коллектив начальной школы успешно

реализует программы  начального  образования и предшкольной подготовки.

За время своего существования школа пользуется значительным авторитетом среди

населения микрорайона. Многие выпускники приводят в школу своих детей,

 продолжая школьные «династии».

 В ВУЗы поступают ежегодно 90-100% выпускников.

Так, в 2010 г. из 28 выпускников поступили в вузы-  28  , из них на бюджет-17

                                                                                       на коммерческой основе-11

            Показателем уровня образованности, достигаемого выпускниками школ,

 является их успехи в различных конкурсных состязаниях, олимпиадах и

 соревнованиях.

Результаты участия  в районных турах предметных олимпиад за последние 2 года.

 

2008-2009 уч.г.

2009-2010уч.г.

I

место

II

место

III

место

I

место

II

место

III

место

1

Математика

(Собкалова И.

11А)

 

 

-

 

3

Математика (Ледовская Е. 8А)

Право (Колядина Ев. 11А)

Русский язык (Денисова Т.)

 

 

В течение двух последних лет с 1марта по 25 марта выпускники 11-х классов

принимали активное участие в вузовском этапе Воронежской региональной

 олимпиаде школьников.

В 2005-2006 уч. году команда учащихся 9-11-х классов в количестве 3-х человек во

 2 этапе конкурса знатоков воронежского спорта среди учащихся

 общеобразовательных учреждений Левобережного района заняла призовое 3-е

 место. В том же году учащихся 10-х классов  в районном этапе конкурса

 шахматистов заняли  призовое место.

 Показателем уровня образованности, достигнутого учащимися школы,

 является их успехи в различных спортивных  состязаниях

Каждый год сборная команда школы по волейболу является чемпионом города

 Воронежа.

  Все это в целом позволяет педагогическому коллективу сделать вывод, что школа

обеспечивает стандарт знаний большинству учащихся,  также организует большую

 работу по эстетическому и физическому воспитанию школьников.

 

  III. Аналитико-прогностическое обоснование Программы

Существующие сегодня традиционные модели организации образовательного

 процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной

модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление

содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного

современным требованиям опыта жизни.

Необходимость разработки образовательной  программы школы определяется

анализом состояния и прогнозом тенденций изменения как внешних (окружающей

общественной среды, социального заказа на образование), так и внутренних факторов (имеющихся проблем школы, ее достижений и возможного потенциала с точки зрения развития).

1. Анализ состояния и прогноз тенденций

изменения  внешней среды школы.

В проекте модернизации российской системы образования отмечается, что развитие

 образования значительно отстает от темпов изменения жизни в стране и в мире

: «Образовательная система, доставшаяся новой России от советских времен и

относительно успешно решавшая задачи той общественной и экономической

формации, пока явно «не встроена» в новую экономику».

Объективный анализ ситуации в российской массовой школе позволяет сделать

 неутешительный вывод о том, что основные проблемы, мешающие становлению

новой школы, сохраняются и по сей день.

Современная школа утратила (правда, сегодня пытается обрести) единство обучения

и воспитания, ученик в ней снабжается все большим количеством разрозненных

 порой бесполезных в дальнейшей жизненной практике сведений. Смысл  работы

учителя сводится к умелой «трансляции» знаний, разделенных на порции и

упакованных в удобную для передачи форму.

Проблему развития учащихся педагоги пытаются решить посредством

индивидуализации образования, обновления и расширения его содержания, новых

форм организации учебного процесса и т.д. Но и до сего дня остается противоречие

между нашими ожиданиями от школы (образование умственно и физически

здорового человека, свободного гражданина, личности в гармонии внутреннего и

 внешнего), и тем, что мы в действительности имеем.

К конкретно-специфическим особенностям непосредственного окружения школы

 можно отнести ряд факторов, негативно влияющих на образовательную ситуацию и

требующих поиска путей их преодоления.

В частности, школа расположена в рабочем районе ВАИ города, где нет

образовательных учреждений повышенного статуса (лицеев, гимназий),набирающих

детей на конкурсной основе (отбираются наиболее одаренные, перспективные дети

с высокой мотивацией к обучению), но такие дети идут учиться в лицей №2, №6,

гимназию№5,  расположенные на Ленинском проспекте  Этим обусловлен тот факт,

 что школе №30 приходится работать с самым разным контингентом учащихся

(в плане социального и материального положения семей, интеллектуального  и

психологического развития детей и т.д.).  Это заставляет педагогический коллектив

 вырабатывать программы и искать методики, обеспечивающие условия наиболее

полного и комфортного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных

характеристик.

Это определяет необходимость для школы найти свое «лицо», особенную

привлекательность для детей и родителей.

 

2. Характеристика требований социума

к образовательным услугам школы.

Одна из актуальных проблем современного общества -  формирование

личности, готовой не только жить в меняющихся социально-экономических

условиях, но и активно влиять на действительность, изменяя ее к лучшему.

На первый план выходят определенные требования к такой личности – творческой,

 активной, социально ответственной, креативной, обладающей хорошо развитым

 интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной.

В связи с этим меняется социальный заказ на образование, возрастают

 требования социума к образовательным услугам школы:

 К содержанию образования: качественно новое содержание образования,

 ориентированного на освоение учащимися всеобщей культуры и

 общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники,

 необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческого

потенциала личности на основе ее самоопределения и саморазвития как

субъекта культурно-исторического процесса; в изменившихся условиях образование должно обеспечивать:

знаниями о мире, природе, технике, обществе, законах мышления и способах

деятельности; способностями наблюдать процессы, анализировать,

интерпретировать результаты и предпринимать действия прогностического

характера; знаниями и пониманием природы человеческих отношений,

 способов общения в сфере социальной коммуникации; высоким уровнем

 функциональной грамотности; способностями нести ответственность;

потребностями в постоянном самообразовании, саморазвитии и адаптации.

К результатам образования: обеспечение получения среднего (полного)

образования с углубленным изучением группы предметов, необходимых для

продолжения обучения на следующих ступенях образования; воспитание

свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями,

творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой

моралью, способного к продуктивной преобразовательной деятельности,

ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и

национальной культуры и саморазвитие; формирование в обществе такой

системы ценностей и приоритетов, которая предопределила бы существование

человеческого социума в гармонии с окружающей природой (скорейшее

осознание кризисного состояния и биосферы, и ноосферы в их теснейшей

взаимозависимости и выработка стратегии сохранения жизни и цивилизации

 на планете).

 К технологиям обучения и воспитания: технологии, имеющие психолого-

педагогическую направленность на личность обучающегося, наиболее

эффективно обеспечивающие развитие всех сфер личности (интеллектуальной, волевой, духовно-нравственной, эмоциональной), опирающиеся

на гуманитарную методологию, предполагающие сотрудничество всех субъектов образовательного процесса (преподаватель – ученик – родитель –

общество).

К работающим педагогам: необходимая и достаточная для участия

в опытно-экспериментальной работе профессиональная подготовка,

образованность, стремление к поддержке и развитию обучающихся, к

 конструктивному взаимодействию с их родителями, удовлетворение запросов

 на получение современного среднего (полного) образования с углубленной

подготовкой по предметам, необходимым для продолжения образования;

 толерантность, эмпатия, высоко развитые коммуникативные и нравственные

качества.

В конечном итоге образование должно обеспечить личную, профессиональную

и социальную успешность человека, облегчить его социализацию, помочь ему

найти свое место в обществе и стать счастливым.

Смена схемы образования от традиционной к личностно-ориентированной,

переход образования на новые государственные стандарты требуют от школы

совершенствования, от педагога – становления  его как профессионала,

широко образованного и легко ориентирующегося в инновациях,

психологических процессах, владеющего современными технологиями

преподавания и воспитания.   

К какой бы области ни относились преподаваемые знания, школа должна так обосновать это знание, дать такую познавательную мотивацию, чтобы это знание обнаруживало в ученике всего человека и имело непреходящий смысл.

Поиску возможных путей формирования такой мотивации и посвящена данная

 Программа.

3. Анализ проблем в образовательном процессе,

их причин и возможных путей их разрешения.

            Анализ учебно-воспитательного процесса в школе позволяет выявить целый

ряд проблем, стоящих перед школой и требующих адекватного разрешения. Эти

проблемы, на наш взгляд, теснейшим образом связаны с существующими общими

проблемами нынешней массовой школы, а назревшая необходимость их скорейшего

 разрешения заставляет отказаться от традиционного пути и начать построение

новой модели школьного образования.

            Важнейшими из выявленных проблем школы можно назвать следующие:

Ø  недостаточная подготовленность педагогического коллектива к

инновационным процессам;

Ø  сохранение у некоторых педагогов морализаторского подхода в обучении и

воспитании, их склонность к авторитарному типу общения, работа на

репродуктивном (воспроизводящем уровне);

Ø  недостаточность взаимодействия участников образовательного процесса

(ученики – родители – учителя – администрация);

Ø  недостаточная материальная база: нехватка аудио-, видеоаппаратуры,

компьютерных проекторов;

Ø  снижение творческой активности учащихся, их мотивации к обучению

 (особенно в основной школе)

Ø  сравнительно низкие показатели обученности учащихся на II ступени

 обучения

Краткая характеристика путей решения проблем, стоящих перед школой.

1.Внедрение в образовательный процесс нового содержания с обеспечением

баланса между функционированием системы образования (сохранение норм) и ее

развитием (внедрение в практику инноваций – овладение новыми

культурологическими нормами).

2.Четкое определение целей, возможность их корректировки в зависимости от

 прохождения промежуточных этапов, постановка задач, максимально

сориентированных на возможности школьного коллектива, педагогов школы,

 учащихся и их родителей.

3.Конкретное планирование деятельности школьного коллектива и каждого

 педагога на учебный год, месяц, неделю.

4.Владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса, об

 уровне их отношений, об уровне физического, нравственного, интеллектуального

 развития учащихся, профессиональном уровне работников школы, культурно-

образовательном и нравственном уровне родителей, о психологическом состоянии и

степени комфортности всех пребывающих в школе.

5.Систематический контроль за результативностью деятельности всех участников

учебно-воспитательного процесса с целью коррекции их деятельности и достижения

оптимальных результатов, разработка инструментария для мониторинга и

экспертной оценки результатов.

4. Анализ физического развития школьников и их здоровья.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция  к ухудшению

 показателей здоровья школьников. Нестабильное социально-экономическое

 положение семей, слабая материально-техническая спортивная база школы,

 отсутствие второго спортивного зала, введение новых учебных дисциплин и

как следствие этого возрастание учебных нагрузок – все это отрицательно

сказывается на здоровье детей.

При медицинском обследовании 6-7 летних детей на готовность к обучению

отмечается слабое физическое состояние их здоровья: снижена масса тела,

 понижен гемоглобин в крови. При обследовании психологом отмечается, что

у детей с каждым годом снижается  уровень развития познавательных

процессов: внимания, мышления, речи, памяти. Увеличивается количество

детей с дефектами речи.

Исследование статистики физического развития учащихся показало следующее:


 

низкое –1,2 %

ниже среднего – 4,8%

среднее – 85%

выше среднего – 5,1%

высокое – 4,9%

 


 

При ежегодном медицинском обследовании учащихся отмечается

рост числа заболеваний органов дыхания, зрения, желудочно-

кишечного тракта, нервно-психических.

Все это указывает на огромную роль школы в решении данной

проблемы и тесную работу со школьными медиками.

 

IV. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МОУ СОШ №30.

 1.Выявление достижений науки в области интересов школы.

     Под образованием в "Законе Российской Федерации об  образовании"

понимается "целенаправленный процесс обучения и воспитания в

интересах личности, общества, государства, сопровождающийся

констатацией достижения  гражданином (обучающимся) определённых

государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

    Таким образом,  образование  - двусторонний процесс:  процесс

 обучения и воспитания.  Как же современная  педагогическая  наука

рассматривает каждый  из этих процессов в отдельности и в сочетании

друг с другом?

    По мнению  В.И.Зверевой,  процесс обучения – двусторонний процесс,

 в котором деятельность учителя и  деятельность  учащихся представляет

 собой взаимодействие преподавания и учения, а ученик в этом процессе

- сотрудник,  соучастник совместной деятельности. В процессе  обучения

должен быть достигнут определённый результат в соответствии с

поставленными целями.  Однако  цели  могут  быть различными и в

зависимости от них разным будет и подбор средств и методов,

обеспечивающих достижение целей: одни из них ориентируют обучение

на развитие человека как личности,  другие - на формирование его как

 культурно-исторического субъекта,  третьи - на подготовку школьника

как будущего специалиста-профессионала.  Как же сориентироваться в

этих целях? Можно поступить так, как фактически поступает

большинство школ,  считающих основной целью освоение учащимися

некоторой суммы знаний,  умений и навыков, освоение ими основ наук.

  При  этом  воспитание и развитие личности,  конечно,

подразумеваются, но как нечто второстепенное,  и обычно выносится во

внеурочное  время,  а личностное развитие учащегося носит случайный характер.

    Выходом из этой ситуации можно считать подход, согласно которому

приоритет должен быть отдан развитию личности. Научное образование

по отношению к цели развития личности рассматривается как средство,

помогающее её достижению. Наряду с обучением существуют и другие

движущие силы развития школьника.  По мнению Л.С.Выготского,

 развитие личности  осуществляется  в  процессе  воспитания.

 Аналогично высказывается и С.Л.Рубинштейн:  "Ребёнок развивается,

воспитываясь и обучаясь,  а не развивается,  и  воспитывается,  и

обучается. Это  значит,  воспитание и обучение включается в самый

процесс развития ребёнка, а не надстраиваются лишь над ним".

    Аналогично обучению,  воспитание достигает своих целей,  если

умело направляется собственная деятельность ребёнка.  Об этом писал

С.Л.Рубинштейн:  "Всякая попытка воспитателя-учителя "внести" в

 ребёнка познание и нравственные формы,  минуя собственную 

деятельность ребёнка  по овладению ими,  подрывает ...  самые основы

 здорового умственного и нравственного развития ребёнка,  воспитания

его личностных свойств и качеств".  В.А.Сухомлинский указывал, что

"воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного

обогащения и обновления и тех, кто воспитывается, и тех, кто

 воспитывает".

    В современной  школьной практике выделяют четыре основных

 уровня образованности, различающихся классами задач, которые

 способна решать личность на основе использования социального опыта:

 1) грамотность,  как способность использовать основные приёмы

познавательной деятельности (письмо, счёт, чтение, владение приёмами

работы на компьютере в качестве пользователя);

    2) информированность,  как усвоение определённого объёма знаний и

 владение умением продуцировать их;

    3) функциональная грамотность,  как владение навыками

самообразования, выбора форм досуговой и коммуникативной деятельности;

    4) компетентность,  как  усвоение  знаний для творческо

-деятельностной реализации и навыков,  необходимых для успешного

обучения в ВУЗе.

 

2.Цели, принципы и задачи, стоящие перед школой.

    Основной целью  деятельности  МОУ СОШ №30  является

  достижение каждым учащимся  уровня образованности,

 соответствующего его потенциалу  и обеспечивающего дальнейшее

развитие  его  личности  и возможности продолжения образования.

    Реализация данной цели возможна на следующих принципах

  организации обучения и воспитания школьников:

    - гуманизации;

    - гуманитаризации;

    - дифференциации;

    - индивидуализации.

    Исходя из цели, формируются следующие группы задач:

    1) формирование физически здоровой личности:

    - недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;

    - оптимальная  организация учебного дня и недели с учётом

 санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей;

    - привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях,  создание

групп здоровья для ослабленных детей;

    2) развитие творческих способностей учащихся:

    - создание творческой атмосферы  в  школе  путём  организации

кружков, факультативов  по  предметам,  научных обществ учащихся,

проведение предметных олимпиад, месячников науки;

    - привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы;

    3) формирование творчески работающего коллектива учителей:

    - обеспечение оптимальной нагрузки учителей;

    - совершенствование  работы  методических объединений,

 организация изучения новых методик обучения и диагностики качества

обучения;

    - организация научно-методической работы учителей;

    - изучение  и  распространение положительного педагогического

опыта;

    - стимулирование (в т.ч. материально) творческих поисков учителей;

    4) организация учебно-воспитательного процесса:

    - совершенствование учебного плана и учебных программ;

    - оптимальное  сочетание базового и дополнительного образования;

    - использование  современных прогрессивных технологий и методик в

 организации обучения и воспитания учащихся.

 

3. Структура  школы  по  ступеням  образования и задачи каждой ступени.

    В школе функционируют три ступени образования:

    - начальные классы (1-4);

    - основная школа (5-9);

    - старшее звено (10-11).

    Основные задачи на каждой ступени образования  формулируются, исходя из психологических характеристик учащихся данного возраста.

3.1. Краткая   психологическая   характеристика   возраста

младшего школьника и задачи 1 ступени.

     К семи годам совершается морфологическое созревание  лобного

 отдела больших    полушарий,    что   создаёт   возможности   для

осуществления целенаправленного     произвольного      поведения,

планирования, выполнения   программ   действий.   С  поступлением

ребёнка в школу в его жизни  происходят  существенные  изменения,

 меняется коренным   образом  социальная  ситуация  его  развития.

 Формируется учебная  деятельность,  которая  является  для   него

ведущей. Обучение  выдвигает  в  центр сознания ребёнка мышление.

 Мышление становится ведущей функцией,  начинает определять и  все

другие функции  сознания - они интеллектуализируются и становятся

произвольными. В  качестве  основных   новообразований   младшего

 школьного возраста   выделяются   произвольность   психических  и

развитие внутреннего  плана   действий.   Основной   потребностью

 младших школьников    является   занятие   качественного   нового

социального статуса - статуса  ученика,  потребность  в  развитии

умственного деятельности  во  внутреннем  плане,  в теоретическом

осмыслении наблюдаемых   явлений.   Как   известно,    содержание

обучения, чтобы    стать    максимально    эффективным,    должно

 соответствовать потребностям ребёнка.  Отсюда вытекают требования к

содержанию  обучения  и  задачи  обучения.  Задача  обучения  в

начальных классах заключается в  создании  прочной  базы  знаний,

 необходимых для  перехода  в  основную  гимназию,  в  поддержании

 активности учащихся    как    субъектов    деятельности,     т.е.

способствовать развитию  любознательности  и  заинтересованности,

осознанию необходимости  усвояемого  материала,   интеллектуальной

удовлетворённости, получаемой   от   процесса  обучения.  Учебная деятельность протекает  успешно,   если   она   побуждается   как

мотивами, идущими от самой учебной деятельности,  так и мотивами,

вызываемыми позицией школьника.  В качестве  способа  или  формы,

позволяющих  осуществить    реализацию    поставленной    задачи,

выступает проблемное обучение.  Основными задачами первой ступени

являются:

   - формирование положительной мотивации к учению;

   - начало развития общих способностей детей и их диагностика;

   - формирование необходимых для основной школы ЗУН;

   - психологическая     адаптация     младших    школьников    к учебному

процессу;

начало формирования коммуникативных навыков.

 

3.2.Краткая психологическая характеристика подросткового возраста и основные задачи II ступени.

Основная школа охватывает детей в возрасте от подросткового

до старшего подросткового. Это время, когда происходит не

только физическое созревание человека, но и интенсивное

формирование личности, рост интеллектуальных и моральных

 сил и возможностей, становление характера. Обучение, играя

ведущую роль в психическом развитии на определенном уровне

в каждый возрастной период обеспечивать формирование

интеллектуальной сферы, способствует личностному развитию,

создает условия для его эмоционального благополучия.

Изменяются характер и формы учебной деятельности,

 содержание усвоенных знаний усложняются, они становятся

более обобщенными: учащиеся переходят к изучению основ

наук, к установлению единой системы знаний, получа­емых по

разным дисциплинам. Усваивая учебный материал, школьники

учатся вскрывать связи и соотношения, овладевают умениями

формулировать суждения и умозаключения, делать выводы,

проводить аналогии и т.д. Все это способствует развитию

навыков систематизация, классификации, обобщения и

конкретизации. В процессе учебной деятельности школьники

овладевают многочисленными приемами умственной

деятельности, учатся мыслить. Успешность обучения зависит не

только от уровня сформированности умственных умений и

навыков, способов мыслительной деятельности и запоминания

учебного материала, но и от развития мотивационно-

потребностной сферы личности школьника. Первая

потребность, способы и средства воспитания, которое заложены

в учебных программах, предусмотрена  методика преподавания

и содержания обучения - это познавательная потребность.

Любознательность подростков проявляется в широте интересов.

Именно для этого возрастного периода важно расширение

содержания образования через введение предметов,

 активизацию внеурочной познавательной деятельности в школе

с помощью факультативен, кружков, индивидуальных

консультаций.  Чем больше у учащихся возможности для

ориентации в своих интересах, тем больше поле для проявления

и оценки своих общих  и специальных способностей. В

содержании образования, его методах и формах необходимо

учитывать потребности подростков в рефлексии, самооценке,

самоутверждении и самовоспитании. Т.о. задача обучения на

этом этапе заключается в поддержании развития

интеллектуальной активности подростков, в повышении

 мотивации обучения, с помощью диагностики общих и

специальных способностей.   Итак, основными задачами II ступени

являются:

-формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ

наук.

- повышение мотивации обучения через активизацию

познавательной деятельности, развитие общих и специальных

способностей; их диагностику;

- начало формирования навыков культуры умственного труда;

- формирование коммуникативных навыков и начало формирования рефлек­сивных навыков;

- формирование общих и специальных умений и навыков.

С целью выявления интересов учащихся ввести с 2005 года элективные

курсы в 9-х классах.

 

3.3. Краткая психологическая характеристика старшего школьного

возраста и основные задачи III ступени.

Для старшего возраста характерен рост интеллектуальных сил.

 Мыслительная деятельность характеризуется все более

высоким уровнем обобщения и абстрагирования,

 увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению

явление, умением аргументировать и доказывать положения,

 делать

 обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в

 систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет

старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала,

 вскрывать закономерности,  выявлять широкие аналогия,

усваивать способы познания общих законов природы и

общества. У учащихся старших классов развивается умение

пользоваться разнообразными приемами логического

запоминания. Существенные изменения наблюдаются в силе их

умственное деятельности, которая приобретает все более

активный, самостоятельный и творческих характер. Для этого

возраста характерна целенаправленная познавательная

деятельность. Она представляет собой высший уровень

познавательной потребности и связана не только развитием

интеллектуальной сферы старших школьников, но и с

формирование личности человека в целом. Наблюдается

выраженная специализация познавательной потребности, т.е.

появляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных

интересов, определена область профессиональной деятельности,

и вся система интересов относится к ней, т.е. вся

познавательная

деятельность подчиняется определенной личностной цели.  Особенностью этого возраста является возросшая степень осознаности

учебной деятельности как способа достижения

профессиональных  целей. Основными потребностями старших

школьников является потребности в поиске смысла жизни, в

мировоззрении как системе знаний. Задачей обучения на этом

этапе является формирование научного стиля мышления,

который являясь устойчивым качеством личности, выступает

как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое

условие самообразования, развитие потребности в

самосовершенствовании, формирование способности к

самостоятельному добыванию знаний. Итак, основными

задачами III ступени являются:

-         освоение фундаментальных теоретических основ наук;

-         развитие специальных и практических способностей

-          учащихся;

-         овладение специальными приемами мыслительной

-         деятельности;

-         формирование целостной картины мира;

-         овладение навыками научно-исследовательского труда;

-         пснхолого-педагогическая диагностика профессиональной

-         интеллектуальной деятельности.

Реализация с 2006г. препрофильной  и профильной подготовки для

учащихся 9-11 классов.

 

5. Реализация предпрофильной и профильной подготовки в выпускных

классах основной и средней школы.

1.Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение

определена Правительством России в «Концепции модернизации

российского образования на период до 2010 года», где ставится задача

создания «системы специализированной подготовки (профильного

обучения) в старших классах общеобразовательной школы,

 ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию

 обучающихся».

2.Переход на профильное обучение должен начался с 2005 учебного

года, чему будет предшествовать с 2004-2005 учебного года введение в

школах предпрофильной подготовки в 9-х классах.

3.«Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника

 основной ступени перед необходимостью совершения ответственного

выбора – предварительного самоопределения в отношении

профилирующего направления собственной деятельности»

(Концепция профильного обучения)

Важность подготовки учащихся к этому ответственному выбору в

предстоящих условиях заставляет администрацию и педагогов школы

продумать и реализовать в педагогической практике ряд мер,

способствующих более комфортному переходу на профильное обучение:

изменение содержания учебного плана, введение в него специальных

программ,  интегрированных предметов, курсов по выбору,

отражающих тип профилизации:

содержание обучения в начальной школе (1-4 классы) для всех

 обучающихся носит общий характер, но включает в себя вариативные

учебные курсы, предназначенные для формирования начальных

представлений учащихся по различным областям знаний, что позволит

им затем сделать осознанный выбор профиля обучения,

на второй ступени (5-9 классы) обучение носит интегрированный

характер, означающий усиление межпредметных связей, вводится

предпрофильное обучение, разрабатываются элективные курсы.

подбор группы высококвалифицированных учителей школы,

 преподавателей вузов, сотрудников культурно-просветительских

учреждений для работы в профильных классах в учебное и внеурочное

время;

оказание педагогической помощи старшеклассникам со стороны

психологов, учителей школы и преподавателей вузов в

 профессиональном определении;

организация постоянного контакта с культурно-просветительскими

учреждениями и вузами с целью привлечения кадров для

индивидуальной и групповой работы с учащимися;

создание комплексной программы диагностики образовательных

потребностей и мониторинга результатов профильного обучения;

 

6. Создание системы непрерывного гражданского образования и воспитания.

Стратегической целью развития нашей страны является формирование

гражданского общества и построение правового государства. В связи с

этим особую актуальность приобретает повышение гражданско-правовой

культуры личности.

Вот почему педагогический коллектив школы считает для себя

 необходимым теоретическое осмысление проблем социального

воспитания, развитие гражданской культуры детей и подростков,

выявление особенностей формирования гражданского самосознания,

создание в школе педагогических условий для гражданского становления

и самоопределения личности.

Именно поэтому теоретическая разработка, экспериментальная

апробация и практическая реализация системы гражданского

образования и воспитания явились темой ОЭР школьного коллектива.

 

Обновление в этом направлении процесса воспитания в школе должно:

осуществляться на основе качественно нового представления о статусе

воспитания с учетом отечественных традиций, национально-

региональных особенностей, достижений современного опыта;

включать формирование и реализацию разнообразных

образовательных систем, стимулировать разнообразие воспитательных

технологий и методов, повышение эффективности действия школьных и

внешкольных  механизмов образовательного процесса, установление и

поддержание баланса государственного, семейного и общественного

воспитания;

обеспечить участие учащихся школы в общероссийском конкурсе

социального проектирования «Я – гражданин России».

 

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность

педагогического коллектива в следующих направлениях:

сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-

культурных ценностей, охватывающих основные аспекты

социокультурной жизни и самоопределения и образующих основу

воспитания;

воспитание гражданина России через изучение ее правовой и

государственной систем, символики, истории, жизни и деятельности

выдающихся личностей;

достижение сочетания социально значимого и индивидуально

приемлемого компонентов содержания, методов и форм образовательной

 деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических

 материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы,

 развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную

 компетентность личности;

развитие системы дополнительного образования и многообразной

внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;

усиление значимости досугового компонента, создание условий

для самовыражения детей в системе дополнительного образования и

 внеурочной деятельности;

создание условий для развития педагогики сотрудничества;

разработка и реализация граждановедческих программ,

 целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс;

преодоление затруднений в социальной адаптации детей,

формирование и развитие у них коммуникативных навыков.

 

7. Активное включение семьи, общественности

в педагогический процесс и управление школой.

Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-

экономических условиях,  ей необходимы поддержка и союзники, 

в первую очередь в лице родителей, которые сегодня становятся

все более активными участниками образовательного процесса.

Родители должны иметь реальную возможность влиять на него

. Такое понимание проблемы обусловило направленность работы

 школы на создание отлаженного механизма взаимодействия

школы и семьи использования потенциала родителей в обучении и

воспитании детей. Поэтому особую роль в управлении школой

играют две общественные организации: родительский комитет,

 попечительский совет школы.

Наиболее эффективными формами взаимодействия с семьей можно

 считать следующее:

функционирование системы педагогических лекториев;

проведение индивидуальных консультаций с психологом;

проведение мотивационных мероприятий, тематических родительских собраний, дней открытых дверей;

проведение совместных спортивных соревнований, где участниками являются дети и их родители;

привлечение родителей к решению экономических проблем школы;

проведение  культурно-просветительских мероприятий;

участие родителей в профилактической работе с трудными детьми.

 

 

 

V. Содержание и сроки основных этапов развития школы.

Основные положения и идеи Концепции будущего желаемого состояния

школы будут реализованы на основе стратегии системных изменений,

 которая подразумевает следующие этапы, их содержание  и сроки:

 

Подготовительный этап.

Анализ состояния учебно-воспитательного процесса по заявленной

проблеме.

Выявление возникающих затруднений, формулировка противоречий,

анализ возможных путей их преодоления.

Распределение функциональных обязанностей по реализации

Программы.

Изучение социального заказа родителей.

Создание теоретической и структурной базы эксперимента, его

нормативно-правовое обеспечение (разработка и принятие необходимых

нормативных документов).

Подготовка материальной базы школы.

Организация работы социально-психологической службы школы с

учетом приоритетных направлений развития школы.

Выявление потенциальных возможностей педагогического и ученического коллективов.

Исследование мотивации деятельности педагогов и учащихся.

Создание совета по координации научно-методических исследований в

 области содержания и методов гражданского образования.

Разработка нормативно-правовой основы деятельности профильных

классов и классов предпрофильной подготовки. Обеспечить подготовку

педагогических кадров для работы в специализированных (профильных)

классах.

Усовершенствование и систематизация работы методической службы.

Оказание методической помощи учителям и классным руководителям

 участникам эксперимента.

Разработка критериев эффективности образовательного процесса,

ориентированного на личность.

Разработка локальных актов по ученическому самоуправлению, анализ

противоречий и  ошибок в его работе, определение путей их

преодоления.

Определение организационной структуры ученического коллектива,

 педагогическая поддержка деятельности структур школьного

самоуправления.

Подготовка лидеров ученического самоуправления, организация

деятельности постоянного семинара, обеспечение системы преемственности.

Медико-педагогическая экспертиза:

анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе,

анализ работы школы по укреплению и охране здоровья детей.

Подготовка и переподготовка кадров с помощью ученых и методистов

 ВОИПКРО.

Практический этап

Разработка исследовательского инструментария для определения

изменений в уровне развития, гражданского воспитания и экологической

культуры учащихся.

Мониторинг текущих результатов экспериментальной работы,  качества

внутришкольных отношений, показателей интеллектуального,

мотивационно-волевого и эмоционально-нравственного развития

учащихся.

Разработка программы психологического сопровождения реализации Программы развития школы.

Создание на базе школы системы домашнего педагогического и

психологического консультирования. Формирование системы

педагогических лекториев, тематических родительских собраний,

конференций, открытых уроков, КТД, дней «открытых дверей».

Разработка и издание учебно-методических комплектов,

обеспечивающих психолого-педагогическое просвещение и образование

родителей.

Обеспечение системы дополнительного образования различными

 вариативными программами в рамках школы.

Разработка и апробация комплексной программы по профилактике

 вредных привычек и зависимостей, системы антиалкогольного и

антинаркотического воспитания школьников.

Подготовка и проведение семинаров «Образование и здоровье ребенка»,

«Здоровьесберегающие технологии обучения», подготовка к итоговой

конференции.

Обобщающий этап.

Обобщение и систематизация полученных данных, анализ достигнутых

результатов (позитивные итоги и коррекция недостатков).

Организация функционирования системы внутришкольного контроля и

оценка состояния всех направлений учебно-воспитательного процесса в

 соответствии с Программой развития.

Проведение мониторинга семей в целях изучения потребностей в

психолого-педагогической информации.

Развитие и расширение службы психолого-педагогической помощи

семье (создание в школе центра семьи и детства, проведение

педагогических и психологических консультаций, «дней семьи»,

совместных праздников).

Подготовка к изданию материалов по семейному образованию и

воспитанию в виде популярных научно-методических пособий, сборников, рекомендаций, памяток.

Максимальное вовлечение родителей и общественности (культурных, научных, спортивных, общественных организаций и средств массовой информации) в учебно-воспитательный процесс через сложившуюся и апробированную систему внешних связей школы.

Разработка механизма привлечения спонсорских, интеллектуальных

инвестиций в школу.

Формирование банка данных, обобщения передового опыта, новых

исследований в области актуальных проблем педагогики, научно-

методического материала о состоянии экспериментальной работы в

школе.

Организация постоянно действующего конкурса проектов и программ

нравственного, гражданского и экологического образования и

воспитания.

Проведение на базе школы научно-практических семинаров по

социально-гражданскому проектированию

Создание каталога авторских образовательных (воспитательных)

программ в системе дополнительного образования школы.

 

VI. Критерии результативности и эффективности образовательного процесса

Криториально-диагностический аппарат разрабатывается авторами

Программы для оценки состояния и результативности

функционирования образовательного процесса школы в режиме

эксперимента.

Показателями успешности функционирования всего комплекса

педагогических воздействий, на наш взгляд, могут служить следующие

факторы.

 

Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие

содержания, объема, и характера учебно-воспитательной работы

возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во

времени и в пространстве всех целенаправленных педагогических

воздействий; скоординированность всех школьных обучающих и

воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность,

необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех

коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь

учебной и внеурочной деятельности школьников и учителей; четкий

ритм и разумная организация школьной жизни.

 

Сформированность базовых знаний о целостной картине мира, их

воспитывающий и развивающий характер, соответствие получаемых

знаний трем главным характеристикам:

глубина знаний – понимание сущности предметов или явлений,

 приближенность к истине, способность мыслить, понимать,

анализировать, обобщать, делать выводы;

прочность знаний предполагает их быстрое и точное воспроизведение в

необходимой ситуации;

разнообразие знаний – это широкая информированность, степень

владения не только программным, но и дополнительным материалом в

соответствии с интересами, запросами и направленностью личности.

Наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми

целостного образа собственной школы, представления о ее прошлом,

настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических

особенностях.

Наличие единого школьного коллектива, сплоченность школы «по

вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение.

Педагогическая часть коллектива представляет собой союз

единомышленников, способных к реальному самоанализу и творчеству.

В ученической среде высоко развито коллективное самосознание,

«чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им

самим законам, правилам, традициям.

 

Интегрированность обучающих и воспитательных воздействий,

возможность концентрации педагогических усилий в крупные

организационные формы (КТД, праздники,  тематические программы,

проекты,  конференции и т.д.).

Степень приближенности образовательного процесса к поставленным

целям, реализация задач, лежащей в основе образовательной

деятельности школы.

Возможность самопроявления, самоутверждения и самореализации

каждого в формах жизнедеятельности школьного коллектива.

Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней,

 самочувствие ребенка, его социальная и психологическая

защищенность, комфорт, положительный интеллектуальный и

 эмоциональный фон, степень доверия, взаимоуважения, сотрудничество

всех членов школьного сообщества.

Формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором

преобладают чистота, порядок, уют, позитивные ценности.

Уровень воспитанности учеников школы, степень проявления

толерантности.

 

 Характеристика  образовательных программ.

  Педагогический коллектив и администрация школы стремятся к

1.Обеспечению усвоения учащимися обязательного минимума содержания

начального, основного, среднего (полного) общего образования на уровне

 требований государственного образовательного стандарта.

2.Гарантирует преемственность образовательных программ всех уровней.

3.Создает основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного

выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

4.Формирует позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности.

 

1.Образовательная программа начальной школы (I ступень обучения) - базовая

образовательная программа начального обучения.

В начальную школу принимаются все дети, проживающие в данном

микрорайоне, однако школа не отказывает родителям в приеме детей,

 прописанных в других микрорайонах. Основные задачи и содержание

образования на каждой ступени формируется исходя из психологических

характеристик учащихся данного возраста. Центральное внимание на I

 ступени обучения уделяется общему развитию, сохранению и укреплению

здоровья детей.

К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение

государственных стандартов образования, а также сформированность

положительного отношения к учебе (мотивационная готовность).

В практике работы учителей начальных классов широко используется

интегрирующее и развивающее обучение.

2. Образовательная программа основной школы (II ступень обучения) - базовая

образовательная программа  для 5-9 классов.

Основными задачами II ступени обучения являются:

формирование прочных, устойчивых знаний; повышение мотивации обучения

через активизацию познавательной деятельности; сохранение и укрепление

 здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);

предпрофильная подготовка.

Учителя-предметники второй ступени широко используют технологии

проектов, информационную, разноуровневые  формы обучения, которые

формируют творческое отношение учащихся к учебной деятельности,

 помогают реализовать лично-ориентированный подход к обучению.

3. Образовательные программы средней школы (III ступень обучения).

На III ступени обучения происходит: изучение общеобразовательных

дисциплин, а также алгебры и информатики на  профильном уровне в профильном информационно-технологическом классе ; усвоение государственных

 стандартов образования.

Особенностью учебно-воспитательного процесса на этой ступени образования

является широкое использование компьютерных технологий в преподавании

основных дисциплин. Одним из компонентов образовательного процесса

 является исследовательская работа в рамках избранной предметной области.

 Осуществляется она через взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности,

через индивидуальные и групповые занятия с одаренными учащимися.

 

 

 

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в

учебно--воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.

Нравственный потенциал.

· Восприятие и понимание уч-ся таких ценностей, как «семья», «школа»,

«учитель», «родина», «природа», «товарищ».

· Внутренняя потребность выполнять правила для уч-ся, умение и стремление

различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои

действия и поведение одноклассников.

· Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных

 дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.

Познавательный потенциал

· Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение,

письмо, счет).

· Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие

теоретического мышления.

· Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый

интерес к познанию.

Коммуникативный потенциал.

· Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить,

слушать, сопереживать, сочувствовать.

· Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.

Эстетический потенциал.

· Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.

· Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к

 произведениям искусства.

Физический потенциал.

· Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.

· Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

· Желание потребовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Учебный план составлен на основе концепции непрерывного образования. При

 отборе содержания образования учитывались следующие дидактические

 принципы:

 · гуманизации,

· гуманитаризации,


· непрерывности и поступательности,

· интеграции и дифференциации, оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов.

 Представленные в учебном плане образовательной области и компоненты

содержат учебный материал, способствует интеллектуальному, духовно-

нравственному и физическому развитию младших школьников, а также

формированию у уч-ся умений и навыков познания и преобразования самих себя

и окружающей действительности.

 

Учебный план школы I ступени обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет

итого 1-4

русский язык

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

5

4

4

4

79

литература

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

3

4

4

4

66

культура общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

1

1

1

6

иностранный язык

 

 

 

 

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

10

математика

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

68

окружающий мир

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

34

музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

ИЗО

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

технология

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

25

физическая культура

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

34

всего

20

20

20

20

22

22

22

22

22

20

21

21

21

20

21

21

21

356

 

 

 

компонент ОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

русский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

3

математика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

3

факульт. и инд. гр.з.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

4

всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1

1

1

2

1

1

1

10

макс. нагрузка

20

20

20

20

22

22

22

22

22

22

22

22

22

22

22

22

22

366

 

 

 

дополнительные часы (деление на подгруппы)

 

 

 

 

 

 

 

 

0

иностранный язык

 

 

 

 

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

10

всего

20

20

20

20

24

24

24

24

24

22

22

22

22

22

22

22

22

376

кол-во уч-ся

26

25

25

24

26

24

24

24

25

23

28

28

26

26

30

27

26

437

 

Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени.

Нравственный потенциал
· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность»,

«индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».

· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в

жизнедеятельности класса и школы.

· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное

творческое дело.

Познавательный потенциал.

· формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка

устойчивых учебных интересов и склонностей.

· умение управлять подсознательными процессами личности.

· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке

Коммуникативный потенциал.

· усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и

отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения

· способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми,

 отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Эстетический потенциал

· способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей

действительности.

 · знание выдающихся деятелей и произведений лит-ры и искусства

· апробация своих возможностей в музыке, лит-ре, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.

Физический потенциал.

· дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости,

гибкости, силы и выносливости.

· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями

Учебный план школы II ступени обучения.

 

 

Учебный план МОУ СОШ №30 г. Воронежа на 2009 - 2010 учебный год

 

Федеральный и региональный компоненты

Предмет

5-9кл

 

 

11а

 10-11кл

Итого

русский язык

6

6

6

6

6

6

5

5

5

3

3

3

2,5

2,5

2,5

67,5

 

 

1

3

70,5

литература

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

33

 

 

3

9

42

иностранный язык

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

45

 

 

3

9

54

культура общения

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7,5

 

 

 

0

7,5

математика

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

75

 

 

4

14

89

информатика и ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

6

 

 

1

6

12

история

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

33

 

 

2

6

39

обществознание

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

 

 

1

3

15

география

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24

 

 

1

3

27

экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

0,5

1,5

1,5

право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

0,5

1,5

1,5

физика

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

 

 

2

6

24

химия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

3

2

2

2

15

 

 

1

3

18

природоведение

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

0

6

биология

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24

 

 

1

3

27

ИЗО

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

0

9

музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

12

 

 

 

0

12

МХК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

1

2

2

физкультура

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

30

 

 

2

6

36

ОБЖ

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

 

 

6

 

 

1

4

10

искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

3

 

 

 

0

3

черчение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

3

 

 

 

0

3

технология

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

24

 

 

1

2

26

Итого

27

27

27

30

30

30

31

31

31

32

32

32

31

31

31

453

 

 

26

82

535

 

Школьный компонент

русский язык

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

3

 

 

 

0

3

литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

1

3

3

математика

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

18

 

 

1

2

20

информатика и ИКТ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

10

 

 

 

0

10

иностранный язык

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

0

3

физика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

2

6

6

химия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

1

3

3

биология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

1

1

1

ОБЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

1

1

предпрофильная подгот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

3

9

 

 

 

0

9

элективные курсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

4

10

10

Факульт. и инд.-групп.

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

1

2

 

 

 

5

 

 

 

0

5

Всего

4

4

4

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

48

 

 

10

26

74

Максимальная нагрузка

31

31

31

32

32

32

34

34

34

35

35

35

35

35

35

501

 

 

36

108

609

 

Дополнительные часы (деление на подгруппы)

иностранный язык

4

4

 

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

 

3

41

 

3

 

3

44

информатика и ИКТ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

2

 

 

12

 

 

 

0

12

технология

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

24

 

 

 

0

24

предпрофильная подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3